15 августа 1769 – 5 мая 1821
Наполеон I Бонапарт
Император французов в 1804-1814 и 1815 годах, полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства, один из наиболее выдающихся деятелей в истории Запада. Наполеоне Буонапарте свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии.
Образ Наполеона, как великого полководца и государственного деятеля, получил широкое отражение в культуре. Благодаря отличительным особенностям во внешности и манере поведения Наполеон является узнаваемым культурным персонажем. Различные художники по-разному передают образ Наполеона (в классическом, романтическом, реалистическом и др. стилях) в зависимости от собственного понимания его роли и места в истории.

Апологетическая версия Ж.-Л. Давида (1805)
Реалистическая версия П. Делароша (1848)
Жан-Жорж Вибер. «Шах!»
Образ Наполеона в русской литературе
· Тематику образа Наполеона первым поднял А. С. Пушкин в своих ранних лицейских стихотворениях «Воспоминания о Царском Селе», «Наполеон на Эльбе». Здесь Наполеон предстаёт «бичом Европы», коварным завоевателем (прошло немного времени с 1812 года).
В «Евгении Онегине», Пушкин рассматривал его человеческие качества: эгоизм, гордость, чувство исключительности.
В стихотворении «Наполеон» написанном поэтом при получении известия о смерти императора, Пушкин уже восхваляет усопшего как бессмертного и великого человека, завещателя свободы.
Герой «Пиковой дамы» Германн имеет сходство с Наполеоном (VI; 228), что призвано подчеркнуть основное его качество — погоню за несбыточной мечтой.
· Если в раннем творчестве М. Ю. Лермонтова Наполеон является романтической роковой фигурой («Эпитафия Наполеона»); то позднее предстаёт символом западной культуры, борцом с судьбой, а не покорным исполнителем велений рока («Воздушный корабль», «Последнее новоселье»).
· Образ Наполеона в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» отрицательный, Бонапарт предстаёт перед читателем в образе не великого человека, а неполноценного, ущербного «палача народов».
· Ф. М. Достоевский приводит его имя как негативный идеал «сверхчеловека» в романе «Преступление и наказание», также упоминает в «Записках из подполья».
· Пребывание Наполеона в ссылке и его смерть стали темой для повести Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров» (1921 год).

Образ Наполеона в зарубежной литературе
· Одним из создателей романтического мифа о Наполеоне, так называемой «наполеоновской легенды» был Беранже.
· Два стихотворения австрийского поэта-романтика Йозефа фон Цедлица посвящены Наполеону I и «наполеоновской легенде»: «Корабль призраков» и «Ночной смотр». В России они прославились в русских переводах М. Ю. ЛермонтоваВоздушный корабль») и В. А. Жуковского ("Ночной смотр").
· Гейне написал стихотворение ("романс") "Два гренадёра" ("Die Grenadiere"), который вошёл в сборник "Книга песен" (1827). Тема стихотворения - горе двух французских гренадёров, вернувшихся в Европу из Русского похода и узнавших об отречении любимого императора.
· Стендаль, который служил интендантом в армии Наполеона, составил жизнеописание Наполеона, а в начале неоконченной книги «Воспоминаний о Наполеоне» (1837) отмечал: «Я испытываю нечто вроде благоговения, начиная писать первую фразу истории Наполеона».
· Александр Дюма создал собственный вариант жизнеописания императора.
· Наполеон является одним из героев романа «Мария Валевская» польского писателя М. Брандыса.
· Французский писатель Макс Галло посвятил ему свой одноимённый роман, на основе которого был снят самый дорогой в истории европейский мини-сериал.
· Также образ Наполеона нашел отражение в творчестве Андре Моруа «Наполеон. Жизнеописание». Не стоит обходить вниманием и книгу Лас Каза «Записки узника Святой Елены».
· Наполеон появляется в романе «Отверженные» Виктора Гюго: священник Мириэль становится епископом благодаря встрече с императором. Также Наполеон много раз упоминается в последующих главах романа, в том числе при описании битвы при Ватерлоо.
· Анатоль Франс упоминает Наполеона в романе «Преступление Сильвестра Бонара»: в наполеоновской армии воевал Виктор Аристид Мальдан, дядя главного героя, а отец Сильвестра Бонара долго работал в наполеоновском правительстве. Именно на почве отношения к Наполеону в семье Бонара и в семье его возлюбленной Клементины их отношения оказываются обречены.
Образ Наполеона в музыке
· Первоначально Героическая симфония (Симфония № 3) ми-бемоль мажор, op. 55 (1804) Бетховена была написана в честь Наполеона и посвящена ему, но в дальнейшем, из-за разочарования в Наполеоне, провозгласившем себя императором, композитор вычеркнул его имя из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты.
· В 1832 году немецкий композитор Карл Лёве написал балладу "Ночной смотр" ("Die Nächtliche Heerschau", op. 23) на стихи австрийского поэта Йозефа фон Цедлица. Тема этого сочинения - легенда о призраке Наполеона, в полночь восстающего из гроба и принимающего парад своей армии.
· В 1836 году Глинка написал балладу "Ночной смотр" на стихи Жуковского, являющиеся вольным переводом баллады Цедлица. Оба композитора, по-видимому, не были знакомы с творчеством друг друга.
· В 1840 году Роберт Шуман написал романс "Два гренадёра" ("Die Grenadiere", op. 49 № 1) на стихи Гейне (из сборника "Книга песен", 1827). Тема стихотворения - горе двух французских гренадёров, вернувшихся в Европу из Русского похода и узнавших об отречении любимого императора. В последних двух строфах мелодия шумановского романса мелодия превращается в мелодию "Марсельезы" - гимна и музыкального символа наполеоновской Франции.
· В том же самом году (за полгода до Шумана) на эти же самые стихи (но во французском переводе Ф.А. Лёве-Веймара) написал песню "Les deux grenadiers" (WWV 60) Рихард Вагнер, живший тогда в Париже. В конце этой песни тоже звучит мотив из "Марсельезы" - хотя оба композитора не знали о сочинениях друг друга.
· Гектор Берлиоз в 1849 году посвятил памяти Наполеона своё монументальное хоровое сочинение Te Deum, Op. 22 / H118.
Образ Наполеона в театре
· «Наполеон Бонапарт» — балет Тихона Хренникова в постановке Андрея ПетроваКремлёвский балет», 1995).
· «Наполеон и Жозефина» балет
· «Последняя любовь Наполеона» спектакль

Мы все глядим в Наполеоны;


Двуногих тварей миллионы


Для нас орудие одно;


Нам чувство дико и смешно.


Наполеон навеки запечатлен в русской исторической памяти. И - что не менее важно - в русском художественном сознании. Его личность, образ его действий, его идея - все это стало предметом искусства. Ни один из отечественных классиков не обошел темы.

Культ выдающейся исторической личности, способной вершить судьбы народов и государств, был очень распространен среди историков, писателей, философов девятнадцатого века. В широком смысле наполеоновская тема вбирает в себя все имена, события, произведения мировой культуры, относящиеся к личности Наполеона Бонапарта, которая ещё при его жизни превратилась в объект поклонения и стала символом, знакомым всем и каждому. Эта тема включает в себя и целый ряд чрезвычайно ёмких, понятий, основными из которых являются следующие:

1) Наполеон — это не только конкретная историческая личность, но и символ определенных морально-этических качеств и поведенческих особенностей. Наполеон в художественном тексте зачастую символизирует стремительный личный успех, блестящие способности в каком-либо деле, тщеславие, властолюбие, необыкновенную волю и мощь, а также грубое силовое разрешение жизненных затруднений.

2) Наполеоновская идея - это, во-первых, сжатое выражение важнейших общественно-политических взглядов Наполеона I; и, во-вторых, владычествующая мысль в системе взглядов героя-наполеониста. В общем смысле наполеоновская идея - это, прежде всего, идея «спасения» мира и людей от несправедливости усилиями героя-наполеониста.

3) Наполеонизм — специфическая форма эготизма, один из типов самозваного избранничества, при котором «избранник» путем прохождения различных испытаний стремится утвердить себя и свою исключительность в мире, согласуясь с наполеоновским мифом как моделью для подражания, как историей, требующей повторения.

Личность Наполеона перевернула не только мировую историю. Ореол его успехов оказал огромное влияние на духовное самосознание людей. Наполеон сделал по тем временам невозможное – головокружительную карьеру от простого сержанта до императора, которому почти удалось завоевать мир. История еще не знала подобных примеров. Образ Наполеона отложил свой уникальный отпечаток на произведения мировой, а также русской литературы XIX века.
Made on
Tilda